Музыка по буквам
Новые ответы
2014-08-21 vladimir 4 2566
Родился 10 июня 1944 года в Москве. В 1965 окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина, по окончании работал в Театре на Малой Бронной. Принимал участие в постановках А. В. Эфроса. В кино...
2014-08-21 vladimir 5 2260
Родился 8 января 1946 года. В 1970 году окончил актерский факультет Латвийской государственной консерватории. Работал в Театре им. Упита (ныне Национальный), Валмиерском театре, в Рижском...
2014-08-21 magdalen 99 3944
Какой у тебя логин на сайте?...
2014-08-21 marina 99 2356
В нашем кинематографе,как ни в каком другом,наверно,много красивых актеров всех поколений.Обсудим?...

Калягин Александр Александрович

автор
ilja
Опубликовано: 2014-08-17
Блог: Литературное обозрение
0
калягин александрРодился 25 мая 1942 в город Малмыж Кировской области.
В 1965 году окончил театральное училище имени Б.В.Щукина (курс В. К. Львовой) и стал актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, затем работал в театре имени Ермоловой и в театре на Таганке.
В 1971 году актер пришел во МХАТ имени М. Горького (с 1989 года театр носит имя А.П. Чехова).
В кино дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме "Николай Бауман".
В качестве режиссера в кино дебютировал, сняв в 1985 году мелодраму "Подружка моя".

Для кинематографа семидесятых годов Александр Калягин стал одним из культовых актеров, выразивших нерв эпохи и драму поколения. В стремлении запечатлеть облик и сущность нового героя кино востребовало блистательное умение А. К. набросать тонкий психологический портрет острым гротескным штрихом, его способность лицедействовать, осмысленно и точно существуя в круговерти карнавала, в лукавом лабиринте художественного пространства семидесятых.

Герой А. К. был отягощен неизбывным чувством вины — даже если не за свои грехи, так за несовершенство мира, вынуждавшего к поступкам неблаговидного свойства. Вина неотступной тенью следовала за ним, выдавая себя в лихорадочной активности, за которой пряталась душевная маета, и даже в речи — сбивчивой, торопливой, с вечным придыханием, будто от невозможности высказать главное и изжить фантомную боль. Финалом для героя чаще всего было самоубийство, самоустранение — удавшееся (Преждевременный человек) или неудавшееся (Неоконченная пьеса для механического пианино), гибель (Эзоп) или просто исчезновение (Прохиндиада…, Мертвые души). Послед-ний в этой череде — усталый и опустошенный интеллигент-конформист из Другой жизни.

А далее для А. К. началась воистину другая жизнь. С 1988 года он не сыграл ни одной роли, соразмерной его таланту. Актерские работы А. К. в трагикомедии Мы странно встретились и сатирическом памфлете Как живете, караси? суть две вариации на одну тему. Играя потрепанного жизнью донжуана, А. К. чувствует себя в родной стихии и устраивает маленький актерский бенефис. Герой мелочно изводит случайную подругу и мучается сам, бьется в истерике, зарывается и тут же идет на попятный.

Напротив, в роли пройдохи, вылавливающего рыбку в сегодняшней мутной водичке, А. К. предстает добросовестной марионеткой в руках режиссера. Он не без блеска отрабатывает номер, однако в отсутствие сверхзадачи его персонаж остается знаком, сюжетной функцией. Обе эти роли, равно как и другие, еще менее заметные — Каганович в Ваське, Расплюев в Деле Сухово-Кобылина или писатель в Рукописи — решены А. К. в карнавальном ключе.

Экспрессивность, которая всегда была свойственна его актерской манере, кажется здесь избыточной — будто А. К. настойчиво выкликает к жизни эпоху, ушедшую безвозвратно. Нынешнему времени не интересен комплекс вины яркого человека. Если яркий — значит, должен сверкать и побеждать.

Пусть бесчестным путем, как в …Карасях, но побеждать. Это время навязывает в герои человека без свойств, который пытается ухватиться за изменчивую реальность, чтобы выявить в ней себя, состояться и обрести искомые свойства. Он не отягощен комплексом вины — во всяком случае, старается не думать об этом: иначе не выживешь. А. К. такого героя не понимает, не чувствует, это не его тема.

В Прохиндиаде-2 он вместе с драматургом Анатолием Гребневым реанимировал Сан Саныча Любомудрова, превратив застойного выжигу и хвата в разоряющегося «нового русского», не имеющего представления о том, как жить дальше. В фильме, который несет следы досадной авторской торопливости, постаревший Любомудров продолжает свой бег на месте, обернувшийся бегом в никуда: это время пожирает его.

Народный артист РСФСР (1983).
Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме "Допрос"; 1983, за театральные работы).
Комментарии (11)
0 2014-08-17 22:51

tatjana
Помню, как в "Кинопанораме" Калягин рассказывал о съёмках фильма "Неоконченная пьеса...". Режиссёр очертил контур на фотографии артиста и сказал, что когда он похудеет до нужных параметров, то будет играть Платонова. И бедняжка похудел.
0 2014-08-17 22:51

konstant
Актер своеобразный и великолепный. Отдал свой бал телеспектаклю Эзоп которого тут к сожалению нет в списке. Хочется отметить Старый новый год и конешно тетушку Чарли ))
0 2014-08-17 22:56

majja
Да , Эзоп и Старый Новый год !
0 2014-08-18 05:32

roman
Старый Новый год - великая вещь))
0 2014-08-18 12:47
0 2014-08-19 01:57

olga
"Мертвые души" " Старый Нновый год"
0 2014-08-19 13:46

zinaida
Великолепный актёр. Недавно приезжал к нам со спектаклем по рассказам Чехова...
0 2014-08-19 20:36

ulija
А я не без гордости скажу, что Александр Александрович - почти мой земляк! Городок Малмыж находится очень близко от моего родного города. В нашем городе есть театральная школа-студия им. А.А. Калягина. Первые выпускники уже снимаются в кино, кто-то работает в столичных театрах, а кто-то учится в столичных театральных ВУЗах. Александр Александрович знает о существовании этой школы-студии имени его))).

Голос свой отдала за неподражаемую донну Розу.
0 2014-08-20 18:04

anna
Неоконченная пьеса для механического пианино.
Мёртвые души.
Но мне он в любой роли интересен.
0 2014-08-21 01:08

olga
Вариант «Омега» — штурмбаннфюрер СС Франц Маггиль
Эзоп — Эзоп
Мёртвые души — Павел Иванович Чичиков
0 2014-08-21 04:57
Добавить комментарий



Каптча: